Скандинавская литература

Главная Норвежская литература Зарождение романа в литературе Норвегии

Зарождение романа в литературе Норвегии

E-mail Печать PDF

Расцвет творчества «великой четверки» как раз пришелся на эпоху второй половины девятнадцатого столетия – тогда в искусстве ведущим направлением был реализм. В то же время и Ибсен, и Бьернсон начали писать еще в середине века, к этому времени они «вышли» из романтизма, а в их позднем творчестве видны элементы новых направлений «рубежа веков». Творчество Ли в этом плане тоже довольно показательно, так как в нем, по мысли норвежского литературоведа Пера Томаса Андерсена, есть своего рода «связующая нить» от романтизма к критическому реализму, а затем – к модернистским течениям. Ли начинал как восторженный романтик, он создал ряд значительных реалистических произведений, ну, а в позднем творчестве обратился все же к тому, что было более характерно для эпохи «конца века», то есть, к неоромантизму.

Со временем имя Ли стали связывать со становлением в норвежской литературе жанра романа. Когда речь заходила о «великой четверке», то вместе с ним свой вклад внесли Хьелланн и Бьернсон – он, кстати, и был первым из «великих», кто радикально обновил стиль, язык и жанр норвежской прозы.

В литературе первой половины и середины XIX века проза не пользовалась таким уж большим успехом. Многие ведущие литераторы, например, Вергеланн и Вельхавен – были прежде всего лирическими поэтами. А вот первым, кто пытался «привить» язык прозы в литературе Норвегии, был Мориц Хансен. Тем не менее, его произведения, написанные в русле романтической традиции, утратили свою актуальность к середине века. Довольно важным событием того времени стало появление в 1854 году романа Камиллы Коллетт «Дочери амтманна» - он по праву считается первым реалистическим романом в норвежской литературе. Как раз в то время появляются «Крестьянские повести» Бьернсона – они при всей своей национально-романтической направленности стали важным шагом на пути к литературе реализма. Еще один предшественник «массовой литературы» - это Фритьоф Фосс (годы жизни 1830-1899). Его романы, написанные в начале 1860-ых годов были полны штампов и клише, но они были очень популярны. В итоге, спустя несколько лет его творчество было забыто. Роман как жанр занимает ведущее место в норвежской литературе позднее, примерно, в 1870-1880-ые годы. При этом творчество Юнаса Ли в становлении романных форм буквально неоценимо.