В «великую четверку» норвежской литературы входят Юнас Ли, Хенрик Ибсен, Бьернстьерне Мартинус Бьернсон и Александр Ланге Хьелланн. Именно благодаря этим авторам литература Норвегии и получила не только всемирную известность, она также заняла особое место в ряду европейской литературы.
И это несмотря на то, что Юнас Ли пришел в литературу относительно поздно, его первой книгой был сборник стихотворений, который вышел в свет в 1867 году. В это время его коллеги из «великой четверки» уже были прославленными писателями.
Кстати, решение Ли стать писателем было спровоцировано Бьернсоном, так как они знали друг друга еще со времен «фабрики студентов» Хельтберга в Кристиании – это было в начале 1850-ых годов. Выступая с речью в Трумсе, где в то время проживал Ли, Бьернсон заявил, что «природе норвежского Севера» «нужен свой певец», и лучшая кандидатура – это адвокат Ли! И хотя последний сам и не присутствовал на выступлении друга и коллеги, тем не менее, он ознакомился с рефератом его выступления, а к осени следующего года завершил работу над первым крупным прозаическим произведением – это повесть «Ясновидящий, или Картины из Нурланна». В основе – любовная история между Даниэлем Холстом и дочерью пастора Сюсанне. Главный герой обладает даром ясновидения, и это – как дар, так и проклятье, которое может привести к помешательству и только любовь способна спасти героя, стать источником для исцеления души. В плане стиля и языка роман может показаться старомодным, особенно на фоне прозаических произведений Бьернсона. Но вот глубокий психологизм, проникновенные описания северной природы и местных верований не могли не вызвать симпатий у читателей и критиков. Вот это и стало определяющим в дальнейшем творчестве Ли.
Как вполне справедливо отмечают норвежские литературоведы, критики того времени больше всего интересовались тематикой и «тенденциозностью», а не формальными изобразительными средствами. Тем не менее, «идейность» произведений «великолепной четверки» вовсе не являлась превалирующим началом. И уже с ранних произведений становится ясно, что это талантливые писатели, а в зрелом творчестве и подавно они достигают вершин мастерства в сфере художественной формы. Именно в этом отношении манеру письма и сопоставляться творчеству художников-импрессионистов. К тому же, при этом подробные и последовательные описания не приветствуются. В итоге, Ли создает наглядную картину непосредственно путем введения нескольких броских деталей, а порой и упоминаемых им как бы мимоходом. Тем самым начинает работать фантазия у читателя на то, чтобы дополнить картину новыми красками. Хот, по мнению все тех же критиков, писателям той эпохи вовсе не чужды натуралистические импульсы, которые связаны с «объективностью» повествования и повышенным вниманием к обстоятельствам, в которых растут и живут его герои.