После кризиса, как экономического, так и литературного в XVIII веке, экономическая жизнь Дании начинает налаживаться. Внутри страны начинает все оживать. Под влиянием Французской революции, правительство проводит ряд важных либеральных реформ. Например, свобода слова была введена в 1790 году. Но после стремительного развития революции этот закон отменяют в 1799 году, а всех «крамольных» литераторов выселяют.
Высланные писатели
Одним из таких «счастливчиков» стал Петер Андреас Хейберг(1758-1841) поэт третьего сословия, который осмелился высмеять в своих саркастических песнях «немецкий дух» и абсолютизм феодалов. Главной причиной его ссылки стал революционный словарь – его он начал издавать, подражая многим французским энциклопедистам.
Однако воспрянувшие критицизм и радикализм уже ничто не могло загнать обратно. Все лучшее, что рождалось в эпоху «бури и натиска» в датской литературе начала 19 века, концентрировалось вокруг журналов «Den danske Tilskuer» и «Minerva», которые издавались Кнудом Робеком (1760-1830). Этот кружок стал отправной точкой для одних из лучших представителей датского романизма: Иенс Баггесен (1764-1826), ученик Шеллинга, который оказал глубокое влияние на крупнейшего поэта Дании Адама Эленшлегера (1779-1850), филосов Хенрик Стеффенс (1773-1845) и Грундтвиг (1783-1872).
Интересно то, что некоторые датские романтики меняют свою тягу к рационализму французских просветителей на немецкую шеллингианскую натурфилософию с ее мистицизмом, а завершается этот процесс преклонением перед Средневековьем и католицизмом.
Выдающиеся авторы
Датская литература начала 19 века в некоторой степени обязана Иенсу Баггесену. Он начал свою литературную деятельность с осмеивания в юмористических стихах романтиков, после чего начал создание яркой романтической трагедии «Хольдер Датский», 1789г. После этого он в своей лирике начал углубляться в мифологию и Средневековье, чтобы в "Законченном Фаусте", своем невероятно остром сатирическом произведении, посмеяться над всеми деятелями немецкого романтизма: с самого Шеллинга и заканчивая Тиком и Фихте.
Адам Эленшлегер – автор, который создал боевой скандинавский бюргерский романтизм. В раннем периоде его творчества можно заметить влияние идей Французской революции, что произошла в 1789 году. Он видит в католицизме душителей национальной самобытности и поэтизирует старину Скандинавии. Большинство его сюжетов заимствовано из древнескандинавских саг-трагедий: «Смерть Бальдера» (1807), «Хакон Ярл» (1807) и т.д.
Ну и наверное самым известным и самым ярким представителем датской литературы 19 века является Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) – писатель, подаривший миру гениальные сказки, где романтическая фантастика соединяется с наблюдениями из реальной повседневной жизни. Интересен также его роман «Импровизатор» (1835) и публицистический труд «Автобиографии» (1855), где отражены все течения европейской и в частности датской литературной мысли начала 19 века.