Жанр сказки

Печать

Самой сильной нотой в каждом из витков литературного процесса скандинавов является их обращение к богатой мифологии.

Эти три имени известны всему миру, и все три писательницы родились в Швеции. Это Сельма Лагерлеф, женщина, которая первой получила Нобелевскую премию по литературе, Туве Янссон и, конечно, Астрид Линдгрен.

Сельма Лагерлёф, писавшая в начале 19 века, оставила после себя множество произведений, романы и эссе, в том числе, но центральным ее творением все стал роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», наиболее ярко воплотивший традиции неоромантизма. В числе «сказочных» произведений, опирающихся на мифологию – новеллы «Тролли и люди», роман «Сага о Йестё Берлинге», которые все же развивают реалистические мотивы: отношения людей, социальные дрязги, бюрократия.

Всемирную известность получили книги другой шведской писательницы Туве Янссон, посвященные муми-троллям. Всего ею было написано восемь новелл. Хотя по происхождению Янссон – финка, училась она в Шведской Художественной Академии, и свои знаменитые новеллы создала на шведском языке. Образ мумии-тролля, как и мотивы свободы, дома заимствованы из шведского фольклора, хотя очень сильно переработаны писательницей.

Астрид Линдгрен. С детства слушавшая многочисленные легенды, сказки и мифы, писательница уже в школе получила заслуженное прозвище «второй Сельмы Лагерлеф», что указывает на некую преемственность. Хотя в творчестве Линдгрен не так сильна связь с фольклором, она сильно повлияла на жанр сказки, сумев синтезировать в нем реализм (тема ребенка в мире взрослых), социальный психологизм и символизм.