Шведская литература эпохи правления короля Густава III

Печать

Во время царствования короля Густава III в значительной мере усилилось влияние Франции, достигнув своего пика, на шведскую культурную жизнь, в частности, на шведскую литературу. Манера писателей этого периода сильно изменялась под действием чужеродных факторов, но направление в общем все равно оставалось сугубо национальным, темы и сюжеты брались из родной истории, жизни и культуры. На заре этого периода возникает шведская «музыкальная академия», а также был основан «Королевский театр». Даже король, вместе со своими приближенными, писал тексты для опер и драмы.

Главным помощником и сотрудником Густава III был И. Кельгрэн (1751-1795). Французское влияние привило ему особое пристрастие к форме, в отделке которой он стал настоящим профессионалом. Как настоящий ученик Вольтера, он всегда был поборником человечности и цивилизации, бесстрашно бичевал сатирой любое проявление невежества, суеверий, грубости нравов, предрассудков и злоупотребления властью. Все это появлялось в его газете «Stockholmsposten». В последних произведениях Кельгрэна чувствуется истинная н=германская глубина чувств и искренность.

Вечным соперником Кельгрэна был К. Леопольд (1756-1829), которого шведская литература приняла в ряды лучших после рассказа «Eglé och Annette», в котором противопоставляется легкомысленная столичная жизнь простой деревенской. Критические статьи Леопольда существенно помогали развитию литературного вкуса у современников.

В ту эпоху наиболее популярной писательницей была Анна Ленгрэн (1755-1817), которая черпала идеи для своих произведений из семейной жизни разных слоев общества: «Eklog», «Den glada Festen» («Веселый праздник»), «Buketten» («Букет») и другие. Темами же для прочих ее рассказов становились такие важные темы, как родовая спесь, высокомерие ученых, низкопоклонство перед высшими, стремление жить выше средств. Она обладала добродушной иронией, живым и веселым юмором.

Романтическое направление шведской литературы представляет Т. Торильд (1759-1808), который проповедовал близость к природе, свободу мысли и чувств, и который был осужден на 4 года изгнания за сочинение «Om det allmänna förstaandets frihet» («O свободе мысли»). Близким по взглядам и по духу к Торильду был Б. Лиднер (1759-1793), лучшими произведениями которого стали «Aaret 1783» («Год 1783») и «Grefvinnan Spastaras död» («Смерть графини Спастара»).

В эту эпоху утвердилась и встала на ноги французская ложноклассическая или академическая школа, которая просуществовала еще некоторое время после смерти короля Густава III. Следуя в данном направлении, шведская литература достигла той точки, когда форма преобладает над содержанием. Но и этот период смог подарить несколько талантливых поэтов, хотя их талант не мог проявится в полной мере из-за мертвых академических форм: епископы И.Валлин (1779-1839) и Ф.Францэн (1722-1797).