Новаторство Хенрика Ибсена

Печать

Хенрик Ибсен вошел в литературу как поэт, но признание получил как сильнейший драматург своего времени. Первая пьеса – «Катилина» стала реакцией на европейские события 1848 года. Античный сюжет был обращен к современности. Интерес к современной жизни и ее проблемам, духовному состоянию общества был присущ писателю всю его жизнь, но так же искренне и с восторгом он окунался в историю, фольклорные мотивы, героические саги. Его произведение «Пер Гюнт» в полной мере отражает это увлечение: не только главный герой, но и коллизии, сюжетные линии взяты из фольклора. Однако сказочный плут и авантюрист из норвежских народных сказок в произведении Ибсена превращается в дельца, который, тем не менее, пытается найти личное счастье, обрести утерянную гармонию. В этом произведении заметно сильное влияние романтизма, из которого Ибсен очень быстро перерос в реализм.

Центральной темой произведений Ибсена стала тема зла, иначе «тролли», сидящие в душе каждого человека, преодоление этого темного начала.

В драме «Кукольный дом» Ибсен открыл «семейный цикл» пьес, а также провел глубочайший анализ человеческой души, раскрыв внутренний мир Норы. Не выдержав сменяющихся масок, героиня уходит из дома, чтобы отыскать себя. В этой пьесе автор применил свой любимый впоследствии прием «дискуссии».

Постепенно в пьесах Ибсена проявляется все сильнее социально-психологическая тематика, писатель демонстрирует великолепный сатирический талант. «Новая драма» родилась из пьес Ибсена, где аналитическая композиция позволяет читателю увидеть общее через частности.